Наконец-то бесконечные бессонные ночи, которые казалось, не закончатся никогда, понемногу убывают. Спите и вы, и ваш малыш. Мама уже больше времени уделяет семье и себе. Ребенку уже исполнился год, что теперь умеет кроха, и чем целый год будет радовать маму.
Что умеет годовалый ребенок
- Умеет сделать несколько шагов самостоятельно, пройтись и сесть на попу. Если вы приподнимете его за ручки, он будет ходить примерно минуту или даже две, пока не устанет.
- Ползает ребенок очень хорошо, активно тянет все, что плохо лежит в рот, а также умеет открывать шкафчики и выбрасывать их содержимое, радостно повизгивая.
- Научился произносить простые слоги: “ма-ма”, “па-па”, “ба-ба”, “дай”, “на” и умеет различать, кому он это говорит и с какой целью.
- Проявляет эмоции. Если ему что-то не понравилось в человеке, он будет активно протестовать знакомству или даже плакать и кричать. Не стоит заставлять малыша идти на руки к другому человеку, если он этого не хочет.
- Умеет одеваться. Вернее помогает маме его одевать, хорошо подает ручку в рукав, или ножку в штанину и обувку/носочек. Вы что-нибудь приговаривайте ласковое при этом, хвалите его, восхищайтесь какой он молодец. Малышу понравится, и он будет делать это с удовольствием.
- Может держать ложечку и побить ею по еде, пытаясь набрать, к концу первого года малышу можно немного помогать. Возьмите его ручку и покажите, как набрать кашку или пюре, а затем поднесите к ротику. Конечно, этот процесс не на первом году завершается, но учить необходимо. Есть детки, которые повторяют за мамой со всех сил и уже ко второму году могут сами скушать из ложечки.
- Ребенок уже умеет и показать, и сказать что ему необходимо. Что-то не нравится или плач, или возмущение, если все по нраву, значит улыбка и смех. Хорошо знает, что ему надо, покажет пальчиком на нужную вещь, назовет ее по-своему.
//www.youtube.com/embed/_wsTPRt2V-Y?rel=0
Врачи отмечают, что первый год жизни ребенка является критически важным периодом для его физического и психического развития. В этом возрасте малыши начинают активно исследовать окружающий мир, что способствует формированию их моторных навыков и координации. Специалисты подчеркивают, что в годик дети уже могут самостоятельно сидеть, ползать и, в некоторых случаях, делать первые шаги.
Кроме того, в этом возрасте наблюдается значительный прогресс в речевом развитии: дети начинают произносить простые слова и активно используют жесты для общения. Врачи рекомендуют родителям уделять внимание игровым занятиям, которые способствуют развитию когнитивных навыков и эмоционального интеллекта. Важно также обеспечить ребенку безопасную и стимулирующую среду, где он сможет свободно исследовать и учиться. Регулярные визиты к педиатру помогут отслеживать развитие и своевременно выявлять возможные отклонения.
Вес и питание годовалого ребенка
В силу того, что ребенок растет все быстрее, вес начинает набираться все медленнее. Не стоит переживать и начинать перекармливать его. Этим вы только создадите лишние проблемы со здоровьем малыша:
- эндокриния
- лишний вес
- отеки ножек
- нагрузка на ноги
- запоры
- проблемы с печенью
- проблемы с почками
- проблемы с поведением и сном
Вам следует создать свой режим и не давать слабинку, когда малыш хочет кушать только прикорм. Все равно предлагайте грудь и не заставляйте его постоянно есть. Отлучать от материнского молока еще рано, он будет хорошо его кушать параллельно с прикормом.
Гигиена
Купаться обязательно каждый день и желательно соблюдать элементарные правила:
//www.youtube.com/embed/qnEocd9SdA8?rel=0
В возрасте одного года дети начинают активно исследовать окружающий мир, и это время является критически важным для их развития. Многие родители отмечают, что в этот период малыши становятся более любознательными и начинают проявлять самостоятельность. Они учатся ходить, говорить простые слова и взаимодействовать с окружающими. Психологи подчеркивают, что в годик важно создавать благоприятную атмосферу для развития: читать книги, играть в развивающие игры и общаться с ребенком. Родители часто делятся опытом, что регулярные прогулки на свежем воздухе и занятия с другими детьми способствуют социализации. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы его развития могут варьироваться. Главное — поддерживать интерес малыша к обучению и обеспечивать ему эмоциональную безопасность.
Что рекомендуют педиатры
Развивающие игры: пирамидка, машинки, которые можно катать и приговаривать “как делает машинка – дыр, дыр, дыр”. Игрушки или фигурки животных, а также картинки с их изображением. Повторяя очень медленно “короооовкаа му-му” или “собаааачка гав-гав”. Пока что ребенок не сможет повторить все досконально, но уже будут подкаркивать немножко и ему это понравится. Да и проводить время с уже подросшим малышом действительно приятно. Наигравшись, покупавшись, покушав малыш будет крепко спать. Как говорят все мамы мира: “когда ребенок спит, это не только мило, но и, слава Богу”.
Нужны ли ребенку развивающие игры и занятия
Независимо от того, проводятся с ребенком специальные занятия и игры, он все равно развивается. Вспомним былые времена, когда не было возможности у наших мам быть длительное время в декрете и заниматься развитием своих чад. Все равно дети выросли и многие показывают высокие знания, умения и навыки. В годик ребенок еще совсем маленький и только-только становится контактным и проявляет живой интерес к окружающей его среде, поэтому нагружать его разными занятиями не обязательно, можно просто в игровой форме проводить с ним то время, когда он не спит.
О вреде раннего развития и обучения
Современный образ жизни диктует свои правила. Многие родители хотят от детей слишком многого. Чтобы они были суперинтеллектуалами, суперменами, не отставали от своих сверстников и вообще демонстрировали чудеса умений. Тем не менее, много негативных примеров имеется о том, что из-за слишком больших нагрузок, психика ребенка не выдерживала и вместо суперинтеллектуала, получался бедный ребенок с серьезными нарушениями развития или человек, полностью не приспособленный к жизни, беспомощный перед жизненными трудностями. Все, в чем малыш действительно нуждается – это любовь и терпение родителей, их поддержка.
Что у ребенка необходимо развивать
В годик ребенок уже умеет:
- Общаться на своем уровне, знает до 20 слов, понимает значительно больше.
- Стоять, сидеть, ползать, по-тихоньку ходить с поддержкой.
- Реагировать на свое имя.
- Хватать предметы.
- Проявлять эмоции – плакать, обижаться, удивляться, смеяться, бояться и т.п.
- Держать в руке ложку, пользоваться чашкой.
Если малышу нужно развиваться, то сразу во многих направлениях, чтобы наблюдалось не односторонний рост, а гармоничный.
//www.youtube.com/embed/R96OsY2mkGg?rel=0
Какие игры подобрать для годовалого ребенка
Существует огромное количество различных игр, которые будут посильными и интересными для годовалых деток. Например:
- Ладушки-ладушки.
- Сорока-ворона.
- Прячьтесь пальцы – водить пальцем по ладошке малыша, когда прозвучит команда “Прячьтесь пальцы!” Ручка малыша должна сжаться в кулачок.
- Знакомиться с телом – ребенок будет знать, как называются различные части тела и указывать на них. Он так же должен не только на себе показать названные части тела, но и на маме или другом человеке.
- Полная коробочка. Взять две коробки и одну из них наполнить игрушками. Вторую оставить пустой. Задача ребенка на игрушечной машине перевезти игрушки из одной коробки в другую. Можно просто перенести.
Как развивать ребенка в 1 год:
Занятия для физического развития
- Научить малыша быть более выносливым помогут пешие прогулки. Всем известно, как дети плачут и жалуются, если их везти не в коляске, а вести за ручку. Чтобы в будущем спокойно ходить с ребенком на большие расстояния, нужно просто с ним каждый день гулять, все дальше уходя от дома. При этом нельзя использовать коляску и переносить ребенка на руках.
- Скорректировать координацию движений. Для этого нужна лента, любая. положить на полу ленту во всю длину. Можно ее как-то интересно выложить. Взять ребеночка за руку и пусть он идет по ленте, как по дорожке.
- Купить игрушку-каталку и пусть раз в день ходит за ней, катает. Поначалу достаточно несколько минут, постепенно, когда малыш ходить будет более уверенней, можно время катания игрушки увеличить.
//www.youtube.com/embed/HOkmxUhdUB8?rel=0
Занятия для развития интеллекта
Пока что, интеллектуальное развитие неразрывно связано с мелкой моторикой, развитием речи, способностью различать цвета, форму, текстуру предметов. Для развития в данном направлении можно:
- Играть разноцветными кубиками. Брать один кубик и называть его цвет, затем другой, пока ребенок запомнит, а затем складывать кубики одного цвета или разных.
- Пирамидка. На ней кольца разного размера, малыш должен научиться складывать пирамидку в правильной последовательности. Позже можно выучить какое кольцо какого цвета и собирать по названию цвета.
- Сшить небольшой мешочек и в него собрать разные небольшие игрушки или предметы. Называть игрушку или предмет, а ребенок пусть найдет его на ощупь.
//www.youtube.com/embed/ZokZPC9S7l8?rel=0
Занятия для развития мелкой моторики
Обычно для мелкой моторики используется пластилин. Лепить из него разные фигурки или животных. Песок – пересыпать из разных емкостей или просто ручками в нем рыться. Фасоль разных размеров, от бобов до чечевицы. Собрать в мешочек и пусть малыш запускает туда ручку и достает по одной. Хорошо развивает мелкую моторику рисование пальчиками. Можно купить специальные краски или макать пальчики в воду и “рисовать” на любой поверхности.
//www.youtube.com/embed/w5cgrlrtLP0?rel=0
Творческие занятия
Приобщить малыша к творчеству можно посредством рисования каракуль карандашами, фломастерами или цветными мелками, но нужно тщательно следить, чтобы данные предметы не попали в рот. Играться разными игрушками, издающими звуки – детскими копиями музыкальных инструментов, специальными системами – существуют столики или коврики, на них расположены выступы в виде конкретных предметов или клавиш, если на них нажать, извлекаются звуки. Включать ребеночку музыку и поощрять танцевальные движения. Интересно, что детки, никогда раньше не видевшие танцы, когда слышат музыку, начинают ритмично двигаться.
Эмоциональное и социальное развитие ребенка в год
Вскоре после рождения малыш начинает улыбаться.Это первое эмоциональное проявление, кроме плача. Позже эмоциональный “набор” становится богаче, появляются удивление, смех, обида, раздражение, гнев и т.д. Считается, если малыша окружают взрослые, которые к нему не проявляют особого внимания, демонстрируют негатив или равнодушие, из него вырастет неуверенный в себе человек, которому будет трудно реализовать себя. И, наоборот, в любви, терпении, искренних чувствах, позитивном расположении, вырастают более активные и общительные детки, не страдающие различными комплексами.
Социальное развитие возможно только при общении. Причем малышу нужно общаться не только со старшими родственниками, но и своими сверстниками. Хорошо, если во дворе еще будут малыши примерно такого же возраста и с ними можно общаться. Хорошо влияют на формирование сострадания и чувства ответственности домашние питомцы. Конечно, в годик ребенок еще не может ухаживать за кошкой или собачкой, но контакт необходим.
Малыш развивается своим чередом. Немного усилить этот процесс и помочь ему овладеть некоторыми навыками быстрее, помогут игры. В игровой форме, с правильным подходом, ребеночка можно обучить чему угодно, но нужно понимать, что в годик он может осмыслить и чему научиться, а что еще рано.
Вопрос-ответ
Что должен знать и уметь ребенок в 1 год?
Названия предметов, которые он часто видит, название животных и звуки, которые они издают («гав-гав», «мяу-мяу»), понимать слова «возьми», «принеси», «положи на место», понимать запреты и разрешения, знать свое имя, показывать на пальцах свой возраст, Ещё
Что ребенок должен уметь делать в один год?
Зрение: узнаёт родителей и других близких. Слух: понимает названия предметов, имена взрослых, слово «нельзя» и другие обозначения действий. Эмоции: если у малыша хорошее настроение, он много улыбается и смеется. Развитие речи: самостоятельно говорит несколько простых слов, подражает новым слогам.
Что должен говорить ребенок в 1 год?
К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.
Что должно насторожить в годик?
Сохранять равновесиеСамостоятельно подниматьсяНе умеет ходитьНе может удерживать в руках те вещи, которые вы ему далиУ него плохой аппетитНе реагирует на движение, не воспринимает окружающих его людей и не смотрит им в глаза
Советы
СОВЕТ No1
Создайте стимулирующую среду. Обеспечьте ребенку доступ к разнообразным игрушкам и материалам, которые способствуют развитию моторики, логического мышления и творческих способностей. Используйте мягкие кубики, музыкальные инструменты и книги с яркими иллюстрациями.
СОВЕТ No2
Регулярно общайтесь с ребенком. Читайте ему книги, рассказывайте истории и просто разговаривайте о том, что происходит вокруг. Это поможет развить его словарный запас и навыки общения, а также укрепит вашу эмоциональную связь.
СОВЕТ No3
Поощряйте самостоятельность. Позвольте ребенку пробовать выполнять простые задачи, такие как одевание или уборка игрушек. Это не только развивает его навыки, но и формирует уверенность в себе.
СОВЕТ No4
Обратите внимание на физическую активность. Регулярные игры на свежем воздухе и простые физические упражнения помогут развить координацию и силу. Прогулки в парке, игры с мячом или катание на детском велосипеде будут полезны для здоровья и общего развития.